Досудебное решение сложившихся ситуаций

Дело адвоката — не доводить дела до суда

Илайхью Рут

Досудебное решение проблем

Споры, конфликты достаточно часто сопровождают исполнение любых договоров. Покупателей не устраивает качество товара. Поставщики не получают своевременно оплату за отгруженную продукцию. Налогоплательщики считают, что инспекторы ФНС неправомерно доначислили налоги, а заказчики недовольны сроками оказания услуг по госконтракту.

В любой из перечисленных ситуаций сторона, права которой нарушены, вправе обратиться в суд для их защиты. Но часто решить проблему можно в досудебном порядке. Его используют как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

В ряде ситуаций направление досудебной претензии ответчику (неплательщику, виновной стороне) является обязательным. Если это не сделать, суд (районный, городской, арбитражный) не примет иск к рассмотрению. Основание — пп 1. п.1 ст. 135 АПК РФ.

Попытка досудебного решения споров не всегда приводит к желаемому результату. Контрагент (клиент, поставщик), государственная структура, иная организация могут проигнорировать требования, изложенные в претензии. Но для суда попытки урегулировать конфликт будут иметь значение. Судьи положительно оценивают подобные моменты.

Виды досудебного решения конфликтов

В 2016 году в России принят Федеральный закон № 47 от 03.02.2016 года. В соответствии с ним досудебный порядок становится обязательным для большей части споров между юридическими лицами. В законе же определены актуальные исключения.

В соответствии с данным нормативным актом досудебное предъявление претензий может быть:

  • узаконенным или принудительным;
  • добровольным.

 

В первом случае истец (взыскатель, пострадавшая сторона) перед обращением непосредственно в суд обязан составить претензию и направить ее ответчику. Второй вариант не предусматривает непременное соблюдение досудебного порядка, но повышает вероятность мирного разрешения спора.

Во втором случае стороны по договору могут непосредственно в документе обозначить все доступные и применимые в данном конкретном случае способы разрешения конфликтов. Ведь не всегда партнеры намеренно перестают оплачивать поставки, иным образом исполнять свои обязательства. Наличие необходимых пунктов в контракте показывает, что стороны намерены решать споры мирным путем, не обращаясь без крайней необходимости в суд.

Когда досудебное решение проблемы обязательно:

Досудебное урегулирование — это некоторая деятельность сторон по договору (иных участников) спора, направленная на урегулирование ситуации без направления искового требования в суд. Участники конфликта могут самостоятельно провести переговоры, заключить дополнительное соглашение к договору, договориться о рассрочке и т. д. или обратиться к медиатору, финансовому посреднику для выработки устраивающего всех решения.

Вне зависимости от того, какой способ выбирают стороны, досудебный порядок остается обязательным, если спор относится к одной из следующих ситуаций:

  • обязательное заключение договора, последующее внесение изменений в него или досрочное расторжение;
  • поставки товаров и/или услуг государственным, муниципальным структурам, бюджетным организациям;
  • расторжение ранее заключенного договора аренды движимого и недвижимого имущества: зданий, сооружений, автотранспорта, специальной техники и т. д.;
  • расторжение договора лизинга (финансовой аренды);
  • расторжение договоров перевозки грузов всех типов и назначения, пассажиров;
  • расторжение договора обслуживания расчетного счета в банке;
  • нарушение исключительных прав автора на объект интеллектуальной собственности;
  • получение выплаты по ОСАГО;
  • предъявление претензий к банкам иным финансовым структурам со стороны их клиентов, потребителей услуг финансового характера;
  • нарушение условий доставки грузов, связанных с предпринимательской деятельностью и т. д.;
  • предоставление услуг связи ненадлежащего качества и т. д.

 

Обязательность решения проблемы в досудебном порядке в перечисленных и многих иных ситуациях обозначена в ст. 4 АПК РФ, ст. 132 ГПК РФ, ст. 4 КАС РФ.

Важно отметить, что для разных видов споров сроки ожидания ответа на претензию могут отличаться. Но в любом случае ответчик должен дать ответ в течение максимум 30 дней. Если это не произошло, можно готовить исковое требование в суд.

Как составить досудебную претензию:

Формально в действующем законодательстве форма претензионного письма не ничем не ограничена и не зафиксирована. Но юристы при его составлении рекомендуют указывать данные, позволяющие однозначно идентифицировать стороны и суть конфликта.

Обязательные реквизиты:

  • наименования, ИНН, юридические (фактические) адреса получателя и отправителя;
  • номер и дата договора, заключенного между сторонами (при наличии);
  • суть претензии и предъявляемых требований;
  • дата составления и подпись ответственного лица.

 

Здесь важно обратить внимание на один момент. Необходимо не просто описать суть проблемы, но и изложить свои требования. Они могут касаться пересмотра вынесенного решения, погашения задолженности в определенные сроки и т. д. Если в претензии только указать нарушенные пункты действующего договора, но не изложить никакие требования, относящиеся к исправлению ситуации, судья может счесть, что досудебный порядок не соблюден и вернуть иск заявителю.

В документе не должно быть прямых или косвенных угроз, шантажа, оскорблений. В противном случае отправитель может сам стать фигурантом дела, но теперь уже уголовного.

Претензию вручают ответчику (его представителю) лично или отправляют по почте. В первом случае нужно распечатать два экземпляра. На одном из них ответственный сотрудник виновной стороны ставит дату приемки и номер в соответствии с журналом регистрации. Другой вариант — отправка заказным письмом с уведомлением и описью вложения.

Юристы не рекомендуют пересылать претензии на электронный адрес получателя. Потом будет сложно доказать, что письмо попало в надлежащие руки. Чтобы использовать этот вариант, его нужно оговорить в договоре о сотрудничестве или иных документах, регламентирующих взаимодействие сторон.

Что будет, если отказаться от попытки решения вопроса в досудебном порядке

Если в конкретной ситуации претензионный порядок является обязательным, не стоит сразу идти с иском в суд, не попытавшись решить конфликт мирным путем. Возможные последствия подобных действий:

  • исковое заявление возвращается истцу на основании ст. 135 ГПК РФ;
  • судья отставляет заявление без рассмотрения на основании ст. 148 АПК РФ.

 

В любом случае рассмотрение дела затягивается. Истцу все равно придется выполнить требования законодательства в части попыток заключения досудебного решения.

Преимущества досудебного решения проблемы

Суд — это всегда потеря времени. На рассмотрение всех обстоятельств дела требуются месяцы и годы. При выборе претензионного порядка стороны получают возможность:

  1. В разумные сроки прийти к решению, которое устраивает всех, например, позволяет минимизировать убытки.
  2. Сократить расходы, связанные с оплатой госпошлины, копированием и рассылкой пачек документов, поездками в другой город для участия в заседаниях.
  3. Не тратить время на составление исковых заявлений, проверку вынесенных решений по аналогичным делам.
  4. Продолжить сотрудничество в рамках этого же или скорректированного договора.

 

Не придется тратить время на подготовку ходатайств и опротестований в судах более высоких инстанций.

Как с минимальными финансовыми и временными издержками пройти этап досудебного решения вопроса

Вне зависимости от того, предстоит ли взыскать деньги с неплательщика или доказать, что предоставлены услуги ненадлежащего качества, составление претензии следует доверить профессиональному юристу.

Он сможет:

  • обосновать с правовой точки зрения суть претензий своего доверителя;
  • выработать способы разрешения конфликта с обозначением сроков;
  • провести переговоры с противной стороной, получить ответ на претензию и предложить варианты действий с их учетом.

 

Наши юристы имеют опыт составления досудебных претензий в ФАС, ФНС, ФТС и иные структуры федерального и регионального значения. Базовую информацию по самой сложной проблеме вы можете получить уже на первичной консультации. А далее мы поможем вам разрешить спор как с давним партнером, так и с государственными или муниципальными ведомствами. Вы же можете заниматься делами бизнеса, не отвлекаясь на решение сторонних проблем.